01.08.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных
организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской
смертностью
Введение
В период летнего отдыха у
детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При
нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски
несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от
внешних причин.
В целях профилактики
несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных
организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных
с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации
рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий
для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных
с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с
родителями и детьми.
Разработаны настоящие
рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр
защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных
Министерством здравоохранения Российской
Федерации.
1. Наиболее распространенные
несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей,
их причины
Медицинские эксперты
Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу — в настоящее время в
большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных
случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать
все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного
случая.
Наиболее распространенные
несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
ожоги;
§ падения с высоты;
§ утопления;
§ отравления;
§ поражения электрическим током;
дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов,
велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).
На основании
статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации
здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском
возрасте чаще всего является:
§ отсутствие должного надзора за детьми всех
возрастных групп,
§ неосторожное, неправильное поведение ребенка в
быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных
случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность,
большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда
отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных
случаев с детьми имеют возрастную специфику:
§ В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются
несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
§ В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи
наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
§ В возрасте от 10 до 14 лет и старше —
вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые
интересы, они становятся более з
активными,
самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся
утвердиться в среде сверстников.
—
Бурная энергия и активность — факторы, способствующие возникновению несчастных
случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность»,
старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность
желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков.
Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной
выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение детей основам профилактики несчастных
случаев
С учетом указанных,
причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в
следующих направлениях:
§ создание безопасной среды пребывания ребенка,
обеспечение надзора,
§ систематическое обучение детей основам
профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды
пребывания ребенка предполагает:
§ организацию досуга ребенка, включение его в
интересные и полезные развивающие занятия;
§ ограничение опасных условий, обеспечение
недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
§ запрет на пребывание ребенка в местах,
связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках,
запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта,
открытых водоемах и т.п.);
§ обеспечение постоянного надзора за
времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или
присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт
с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение
детей основам профилактики несчастных случаев включает:
§ информирование ребенка о видах и причинах
несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а
так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
§ регулярное инструктирование ребенка о правилах
и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых
и спортиьных площадках и т.п.;
§ обучение ребенка (особенно подростка)
противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или
старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих
людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и
опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
§ обучение ребенка элементарным мерам первой
помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к
взрослым.
Основные условия
проведения успешной профилактической работы с детьми:
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители,
прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные
случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно
предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки
осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример
безопасного и ответственного поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и
страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя
правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от
бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо
конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует
научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо
делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически,
ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике
обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и
предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям
важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и
развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании
ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию,
к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более
аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая
ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо
выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами,
механизированными инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о
несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему
запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения,
необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья.
Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности.
Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо
небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает
чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями
опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для
серьезного обсуждения.
3. Рекомендации по предупреждению несчастных
случаев
Для предупреждения
несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также
действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут быть вызваны
соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении
вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце
(такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения
ожогов:
§ ограничьте доступ детей к открытому огню,
явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
§ запретите детям разводить костры и находиться
вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики
солнечных ожогов и ударов необходимо:
§ защищать в солнечную жаркую погоду голову
светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым
головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
§ защищать глаза темными очками, при этом очки
должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
§ избегать пребывания на открытых пространствах,
где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16
часов.
§ нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем
(не менее 25 -30 единиц) за 20 — 30 минут до выхода на улицу;
§ находиться на солнце (если ребенок загорает в
первый раз) можно не более 5-6 минут и 8 — 10 минут после образования загара;
§ принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в
день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
§ избегать воздействия прямых лучей солнца на
непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться
зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать
продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
§ не находиться долгое время на солнце (даже
если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть
дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше
двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.
§ загорать лучше не лежа, а в движении, а также
принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
§ приучать ребенка поддерживать в организме
водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 — 3-х литров в
день.
§ протирать время от времени лицо мокрым,
прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.
§ научить ребенка при ощущении недомогания
незамедлительно обращаться за помощью.
§
3.2
Падение с высоты
Падения с высоты чаще
всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с
опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с
нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения
падения с высоты необходимо:
§ запретить детям играть в опасных местах;
§ не оставлять детей без присмотра на высоте;
§ объяснить подробно правила пользования
аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в
том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания,
не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех
страховочных приспособлений;
§ обеспечить ребенку безопасность и присмотр при
открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от
падений.
§
3.3
Отравление
Отравления чаще всего
наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым
веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу
ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения
отравления необходимо:
§ хранить ядовитые вещества и медикаменты в
недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
§ давать ребенку лекарственные препараты только
по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства,
предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
§ не употреблять в пищу незнакомые грибы и
ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие
растения опасно для жизни.
3.4 Поражение
электрическим током
Поражение электрическим
током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках,
промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения
электрическим током необходимо:
§ запретить детям играть в опасных местах;
§ объяснить ребенку опасность прикосновения к
электрическим проводам.
3.5
Утопление
Утопления происходят по
причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка
плавать.
Для предупреждения
утопления необходимо:
§ не оставлять ребенка без присмотра вблизи
водоема;
§ разрешать купаться только в специально
отведенных для этого местах;
§ обеспечить его защитными средствами, в случае
если ребенок не умеет плавать;
§ напоминать ребенку правила поведения на воде
перед каждым посещением водоема.
3.6 Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм
наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко
приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам
головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения
роллингового травматизма необходимо:
§ выбирать правильно роликовые коньки: голенище
должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
§ научить ребенка стоять и перемещаться на
роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев.
Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.
§ научить способам торможения. Если не можете
этого сделать сами -пригласите опытного роллера;
§ приобрести обязательно наколенники,
налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их
использования ребенком;
§ научить ребенка правильно падать: вперед на
колени, а затем на руки;
§ запретите кататься вблизи проезжей части;
§ научить детей избегать высоких скоростей,
следить за рельефом дороги, быть внимательным.
3.7
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный
травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием
пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения
дорожно-транспортного травматизма необходимо:
§ соблюдать неукоснительно САМИМ, а также
научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
§ научить ребенка правильно переходить проезжую
часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в
отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок
считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой
машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие
попадают под колеса другой машины;
§ использовать при перевозке ребенка в
автомобиле специальное кресло
и ремни безопасности;
—
научить ребенка безопасному
поведению при езде на мотоцикле
и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие
защитные приспособления.
Серьезный риск
представляет нарушение правил поведения на железной
дороге.
Для предупреждения
дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
§ не оставлять детей без присмотра вблизи
железнодорожных путей;
§ запрещать детям находиться на железнодорожных
узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках
вагонов;
§ учить детей переходить железнодорожные пути
только в специально отведенных местах;
— соблюдать САМИМ и
требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте:
нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в
вагонах.